Спортивный менеджмент

| 25.11.2018

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, потребует конкретного и содержательного ответа. Сегодня мы наблюдаем стремительную коммерциализацию спорта. Спорт становится индустрией, должная приносить прибыль, желательно многомиллиардную, каковую она приносит в США и в Европе. Но чтобы достичь такого результата, нам необходимы не только выдающиеся спортсмены и современная инфраструктура, но и спортивные менеджеры. И если с первыми — спортсменами и инфраструктурой — все более-менее ясно, то кто такие спортивные менеджеры?

Начнем с того, что в экономической теории нет ни одного определения понятия «менеджер». Понятие «менеджер» трактуется в экономической теории как производное определения термина «менеджмент». Последнее, кстати, в своем самом первом значении означало умение править и объезжать лошадь. «Менеджмент» происходит от английского глагола «to manage» — «управлять», который, в свою очередь, происходит от латинского слова «manus» — «рука». Поэтому если следовать буквальной логике слов, то «менеджмент» будет означать «управление людьми».

Современная наука понимает под «менеджментом» руководство или управление служащим, рабочей группой или коллективом, организацией, работающими в условиях рыночной экономики. Отсюда можно дать определение спортивного менеджмента. Это — профессиональная деятельность, целью которой является достижение определенных целей конкретной спортивно-физкультурной организацией, которая действует в условиях рыночной экономики. Поставленные цели достигаются через рациональное использование информационных, материальных и трудовых ресурсов. Другими словами, спортивный менеджмент — это практика и теория эффективного управления предприятиями спортивной отрасли в условиях рыночной экономики.

Иностранные учебники показывают нам менеджера как руководителя, который занимает постоянную должность в штате предприятия, имеющего определенные полномочия, наделенного правом принятия решений. Работа менеджера заключается не в том, чтобы он что-то сделал сам, а в том, чтобы он эффективно побуждал к работе других людей.

Управленческая деятельность является одной из важнейших составляющих развития и функционирования спорта и физической культуры вообще. Так сложилось исторически, что управлением в советском спорте, а затем и в российском, осуществляли инструкторы, методисты, даже тренеры, которые совмещали управление клубом, спортивными обществами и федерацией с учебно-воспитательной работой, хотя подобное совмещение не было указано в их должностных инструкциях.

Спорт-менеджмент в России появился в результате окончательного разделения учебно-воспитательной и организационной деятельности у спортивных функционеров, и причиной этого разделения стала рыночная экономика.

Любая спортивная организация имеет внутреннюю структуру, которая базируется на специфике каждого конкретного вида спорта. Внутренняя структура организации не обойдется без управлений, департаментов, отделов, групп и команд, которые определяют тип управленческой деятельности и систему подчиненности и взаимоотношений. Отсюда вытекает, что на каждом уровне подчиненности должны быть свои менеджеры со своим кругом задач. Обычно менеджеров относят к трем основным группам:

  • Стратегический менеджмент (top manager) — это руководство спортивных школ, спортивных комплексов, президенты спортивных федераций и клубов и т.д.;
  • Тактический менеджмент (middle manager) — это руководство управлений, департаментов, самостоятельных отделов и пр.;
  • Исполнительский менеджмент (entry manager) — это уже начальники команд, тренеры, медицинский персонал и пр.

Кроме того, спортивных менеджеров принято разделять и по направлениям их деятельности — генеральный менеджер, менеджер по рекламе, по персоналу, по маркетингу, менеджер-агент спортсмена.

Функции спортивного менеджера

Спортивный менеджер должен выполнять, по крайней мере, три основные функции:

  1. Принимать решение. Именно от менеджера зависит, какое направление примет спортивная организация, каким образом будут распределяться финансовые и материальные ресурсы и т.п. Менеджер имеет право принятия решения, но на него ложится и ответственность за принятое им решение.
  2. Информационная функция. К менеджеру стекается вся информация о внешней и внутренней среде спортивной организации. Менеджер должен обработать всю эту информацию в виде нормативных установок и разъяснить подчиненным их ближайшие задачи и перспективы организации в целом.
  3. Руководящая функция. Менеджер обязан выступать в качестве руководителя и формировать взаимоотношения внутри организации и вне ее, мотивировать членов коллектива на выполнение поставленных задач, организовывать взаимодействие своего предприятия с другими организациями.

Свободному рынку свойственно постоянная неопределенность ситуации и присутствие бизнес-рисков. Это требует от спортивного менеджера самостоятельности и готовности нести ответственность за принятые решения, он должен быть сведущ в технологиях управления предприятием и в общих законах рынка, он должен уметь организовать эффективную работу коллектива и спрогнозировать развитие предприятия.

Если обобщить вузовский опыт подготовки спортивных менеджеров и показатели рыночного спроса на специалистов данного профиля, то можно отметить, что все больше спортивных организаций выдвигают к кандидатам на должность спортивного менеджера достаточно конкретные требования. Спортивный менеджер должен:

  • владеть современными компьютерными программами и технологиями;
  • владеть иностранными языками;
  • уметь сформировать информационную политику предприятия;
  • уметь организовать работу офиса предприятия;
  • знать основные маркетинговые стратегии.

Следует, однако, признать, что на сегодняшний день в России еще не до конца сформировались рыночные механизмы спроса и предложения на услуги спортивных менеджеров. Ускорить этот процесс призвана процедура обязательной аттестации работников спортивной отрасли. С одной стороны, это позволит выяснить количество и квалификацию управленческих кадров спортивной отрасли, а с другой, уточнить приоритеты управленческих специальностей на общем фоне должностей спортивного менеджмента.

По материалам: http://www.body-lab.ru